Бесконтактная система зажигания отличается от контактной тем, что в ней нет трущихся частей, не смотря на то что находятся люди которые не доверяют электронике. Бесконтактная система зажигания (БСЗ) на много надежнее контактной, а при правильном использовании она почти вечная. Есть достаточно много видов ее установки, но принцип везде один и тот же: датчик подает сигнал на коммутатор, тот его обрабатывает и отключает и включает бабину.

1 вариант достаточно простой и требует самых простых знаний в электрике.

это БСЗ с датчиками холла
вот ее схема

 

Коммутаторы подойдут от любой машины, где есть датчик холла. Как его закрепить на генераторе это дело вкуса, и даже не надо быть инженером. Саму шторку можно сделать из куска трансформаторной стали, она фиксируется к ротору, ее высоту можно отрегулировать простыми шайбами.

Вот примерный чертеж шторки

Сама система зажигания может быть 2-х видов:

одно канальная, это один датчик холла, 1 коммутатор, 2-х выводная катушка,

либо 2-х канальная это 2 датчика 2 коммутатора 2 катушки (подойдут даже родные). В принципе они обе хороши и пользуются спросом. Как я понял никто не знает какая система все таки лучше. Иногда бывает 2-х канальную систему поставить проще.

Датчик холла очень не любит магнитные поля а особенно поля от генератора, есть 3 выхода: переносить датчик, поменять клеммы на щетках местами, но и бывали случаи что датчики горели стоило врубить зарядку, из этого есть выход это оптические датчики.

Видел в интернете есть готовый вариант это «Сонар-СК», они работают с теми же коммутаторами что и датчик холла, единственное что вам все таки надо будет сделать, это переделать шторку. Если Сонар трудно достать, либо дорого, можно изготовить оптические датчики самому это совсем не сложно. Начну с того, что БСЗ опять же можно делать 2-х видов это одно канальное и 2х канальное как их делать это дело каждого как у кого фантазия.

Я делал так:

1 дубль сам корпус датчиков слеплен из клея от пистолета, в них находиться только 2 сопротивления и свето-диод, сами схемы вынесены в самопальный коммутатор, (можно их куда угодно сунуть)

2-ой дубль схемы датчиков разместились на площадке для датчиков

вот к стати ее чертеж

и схема датчиков сами опт пары подойдут любые щелевого типа, в моем случае это датчики перемещения от шариковой компьютерной мыши

Сами датчики работают по принципу датчика холла, то есть когда шторка выходит из датчика получается искра, шторка такая же как и с датчиками холла но материал здесь вообще не важен, главное чтоб свет не пропускал

Вот еще один мой вариант шторки, ее регулировать очень легко (ее не проворачивает при затяжке коленвала)

 

 Еще один вид БСЗ, это датчики от мотоцикла Минск, как говориться, дешево и сердито

маленькая статейка с чертежом план шайбы, (лично я в своей чекушке эту план шайбу легко делал без токарки, руками)

вот так обычно закрепляют 2-ой датчик при этом нужно и 2-ой коммутатор (кет)

принципиальная схема подключения зажигания, свет и остальные потребители запитываются с вывода 0.2

схема мотоцикла восход 2м думаю она поможет, если будут вопросы что и куда подрубать

Если есть желание то можно и акум поставить в этом плане никаких проблем.

 

Регулировка всех систем производиться очень просто:

1. чтобы выставить опережение зажигания с датчиком холла вам надо индикатор часового типа (штангель-циркуль на крайняк) цифровой или стрелочный мультиметр, главное чтоб мерил сопротивление или вольты, но не берите лампочку, спалите датчик, крайний случай это свето-диод через сопротивление 1ком, находите нужный момент зажигания это 2,5-3,5 (у каждого по разному) мм не доходя до ВМТ и ставите шторку в положение, чтоб она только вышла из датчика, что б это понять надо омметром одним концом дотронуться до сигнального провода (это зеленый) 2-ой конец идет на массу, когда шторка еще внутри то датчик прозваниваетса как только вышла - нет (при этом не забудьте включить его питание), либо вольтметром либо светодиодом так же один щуп на сигнальный провод второй на "+" когда шторка внутри то есть напряжение, либо горит свето-диод, соответственно не забудьте если у вас одноканальный БСЗ то бабочка как и на рисунке, если 2-х канальное БСЗ то крыло у бабочки только одно.

2. с датчиком оптики все проще. В схеме есть свето-диод, когда шторка внутри, то он горит, как только вышла - гаснет. Если по каким либо причинам свето-диод отсутствует датчик проверяетса так же как и холл.

Если у вас стоят датчики от Минска то момент искры будет когда прорезь магнита совпадет с самим датчиком.

Теперь не много о самих коммутаторах в этом плане полная свобода выбора, подойдут любые коммутаторы работающие с датчиками холла. Соответственно если у вас 1-канальное БСЗ с 2-х выводной катушкой, то надо один коммутатор, если 2-х канальное то 2 + повторюсь мотоциклетные катушки на 12в исправные и не пробитые, у них должны быть колпачки с разделительным сопротивлением, брони провода подойдут любые главное целые, но лучше силиконовые, по краям брони проводов должны быть резиновые наконечники, иначе просто будут помехи, 6в катушки не берите так как их легко пробивает проверено. Если у вас нет коммутаторов или вы не хотите расставаться с 6в электрооборудованием, изготовить коммутаторы можно самому.

вот его простая схема скажу вам что он не любит долго включенных катушек, поэтому не оставляйте ключ в замке

вот мой 2-х канальный коммутатор (то есть внутри 2 коммутатора)

это почти тот же коммутатор, только в другом исполнении

а это схема самопального коммутатора для мотоцикла Минск

это не я делал мой вариант будет позже.

Подробнее ознакомиться с готовыми российскими коммутаторами можно пройдя по этой ссылке shemavto.ru/kom76.html

 

     Проверить все детали БСЗ просто, для этого нужен только мультиметр. И так по порядку:

датчик холла проверяется просто: подается на его питание +- и прозванивается сигнальный провод с массой(-), когда шторка внутри то датчик прозванивается будто почти на коротко, когда шторка вышла - сопротивление огромное.

Оптический датчик проверяется так же как и холл, при этом не верьте свето диоду, бывали случаи когда свето диод горит а датчик не прозванивается.

Датчик от Минска проверяется только на целостность обмотки, если выводы прозваниваются значит годный если нет тогда обрыв (перемотать его кстати очень легко всеголиш 1000 витков, пол часа работы).

Коммутатор проверяется, не важно самодельный или заводской, так вместо катушки подрубается лампочка 5-20ват и на сигнальный провод надо подать минус, когда сигнальный провод запитан лампочка горит когда не запитан то и лампочка не горит.

Бабины: для начала мультиметром проверим на целостность обмоток, затем делаем такой тест запитываем бабину вставляем в колпак свечку и одним проводом + или - имитируем разрыв, в момент разрыва должна быть искра в свечке (в свечках если у вас 2-х выводная бабина) проверить не пробита ли она можно только когда завести либо можно сделать прогрев свечей.

Автор: Владимир Ильзенец (vovka6230 )