Моторной цепной передачи живется не плохо – ее рабочее место у заботливого мотоциклиста всегда заполнено маслом , которое он своевременно меняет. При переходе с модели 630 на 634 Ява получила двухрядную моторную цепь, более долговечную чем старая однорядная.
На западе, где Ява не более чем серенькая рабочая лошадка, ее пробег до попадания на свалку 20-30 тыс. километров, уменьшая таким образом эксплуатационные расходы( то есть не дожидаясь когда все начинает ломаться).
У нас по-другому: мотоциклы совершают более солидные пробеги и, как следствие, требуют замены износившихся деталей. Сервисная книга Явы рекомендует заменять моторную цепь после 25тыс. километров пробега. На практике, при спокойном стиле вождения и грамотном обслуживании, цепь выхаживает значительно больше. Однако если на холостых оборотах стал прослушиваться звук, говорящий что, нижняя ветвь цепи задевает за прилив крышки двигателя, то цепь желательно заменить, не дожидаясь пока она начнет есть зубья звездочек. Первым действием при разборке будет слив масла( выполнять желательно на теплом моторе). Чтобы масло быстрее вытекало отверните пробку заливного отверстия. Сливной болт на некоторых «Явах» сделан под ключ на «16», не имея последнего можно воспользоваться торцевым на «17» или маленьким зубильцем.
Пока сливаются остатки масла, отсоединим трос тахометра. Для этого отвернем пластмассовую накидную гайку. Ключом на «11» вывернем до конца стяжной болт кикстартера, и слегка покачивая последний, снимаем его с вала. Ослабим силовой отверткой винты левой крышки и переведем вал переключения передач в положение «запуск». Делается это для того, чтобы при снятии крышки он не выскочил под действием пружины, а остался на своем месте. Отверткой вывертываем восемь винтов крышки и осторожно отделим ее от картера.
Именно так упираясь большим пальцем правой руки в вал переключения, легче всего снять левую крышку двигателя.
Разбирая сцепления отвернем пять болтов на «10», которые через пружины сжимают сцепление, и вынем ведущие и ведомые диски.
Диски лучше вынимать пакетом.
Отогнув кромку стопорной шайбы, торцевым ключом на «17» отвернем гайку корзины сцепления.
Отворачиваем гайку крепления внутреннего барабана,зафиксировав его от проварачивания гаечным ключом,заведенным одним концом за подножку водителя.
Для того чтобы отвернуть гайку ведущей звездочки на цапфе коленвала можно изготовить приспособление, которое можно изготовить из старого фрикционного диска, приварив к нему дугу из проволоки. Диск вкладывается в корзину сцепления, а дуга накидывается на ведущую звездочку, лишая ее возможности провернуться вместе с корзиной. Не имея такой «приспособы», обычно при отворачивании между нижней ветвью цепи и звездочкой вставляют толстую отвертку. После чего можно отвернуть гайку ведущей звездочки ключом на «27».
Чтобы отвернуть гайку ведущей звездочки можно воспользоваться монтажкой,зафиксировав ею барабан.
Теперь понадобится спец съемник для ведущей звездочки. Удерживая одним ключом корпус съемника, другим заворачиваем винт до тех пор, пока звездочка не «сдернется» с вала. Выполняя эту операцию не лишне будет обстукивать молотком винт съемника. В принципе можно попытаться сделать это и обычным съемником, но в это случае нет гарантии успеха.
Универсальный съемник(слева) и специальный(справа).
Дело в том если на заводе звездочку на коленвал посадили очень плотно, то скорее всего обломятся несколько зубьев или сломается сам съемник, а звездочка останется на месте.
Вынимается цепь с обеими звездами одновременно.
Ее замена и последующая сборка не составляет больших трудностей, если выполнить все операции в обратной последовательности.
Статья из журнала МОТО.
От себя добавлю вытащив втулку из барабана сцепления на 638-ой, можно снять и поставить только РАСТЯНУТУЮ цепь, новую и хорошую, аккуратно таким способом засунуть не удается, проверенно. Лично я не поленился и заморочился на съемник (токарный станок найти не проблема,чертежи есть на нашем сайте) изготовил его просто верхняя часть от вихревского съемника ,нижнюю вытачили на токарном, болгаркой сделал прорезь и сварил обе части. полочилось немного оляписто зато работает.
И еще одно не слушайте "мудрые" советы по установке всяких там успокоителей и натяжителей - растянутая цепь нещадно жрет звезды (!) ,а замена барабана и ведущей звезды влетят в хорошие деньги .... цепь отечественная стоит 200р.